Кого-то вы можете интервьюировать в течение целого часа, а кого-то — и считанные минуты. Каждый делает это. Всем нам приходилось принимать решения, основываясь преимущественно не на данных, а на опыте.
Кто-то может сказать, что вы действуете наугад или прислушиваетесь к своему шестому чувству (особенно, если они не согласны с вашим решением), но если вы обладает богатым жизненным опытом, то именно такие решения зачастую оказываются правильными. Со временем, вы научились быстро «распознавать» кандидатов, иногда, даже, в течение нескольких минут, основываясь на их определенных действиях или комментариях. (Вы, как человек, ищущий работу, можете сказать, что это не справедливо, но таковы реалии сферы занятости. Если вы будете жаловаться, то это все равно не поможет. Примите тот факт, что интервьюеры могут очень быстро принимать решения, и используйте это в свою пользу.) Это происходит потому, что интервьюеры оказываются под влиянием первого впечатления. Еще, все они, благодаря их опыту, уже сумели определить для себя какие-то ключевые фразы или моменты, которые и предопределяют их решения.
Вот некоторые из моих «скорых» умозаключений (позитивных и негативных):
Когда кандидат говорит, что он в восторге от этой возможности.
Вы должны быть счастливы, что вы получили приглашение на интервью. Вы должны хотеть получить эту работу. Вы находитесь в «медовой» фазе предварительного найма: если вы не в восторге сейчас, то вы точно не будете в восторге через полгода. Кроме того, кандидат, который слишком настойчиво хочет «посмотреть, насколько хорошо эта работу ему подходит», делает процесс интервьюирования болезненным для человека, который его проводит. Если, в конце концов, вы решите, что все-таки хотите получить эту работу, то меня, наверняка, вы уже потеряли. Итог: если вы не пытались узнать заранее о должности, чтобы понять, насколько она вас интересует — я разочарован.
Если кандидат жалуется.
Некоторые люди жалуются постоянно и на все (на работодателя, зарплату, транспорт и т. д.). На руководство, я считаю, могут жаловаться только неудачники. Мне бы хотелось услышать, что вы готовы взять на себя больше ответственности и обязанностей. Я понимаю, что вы меняете работу по определенным причинам, но скажите мне, почему вы хотите получить мою работу, а не почему вам не нравится ваша.
Когда кандидат должен выплачивать кредит за машину.
Несколько лет назад я возглавлял отдел сотрудников, которые работали неполный рабочий день. Остальные работники, которые работали полный рабочий день, должны были трудиться и сверхурочно. Когда я спросил своих подчиненных о желании поработать сверх нормы, мне понравилось, как ответил один сотрудник: «Я хочу всю сверхурочную работу, которую только можно получить. Я купил новую машину и теперь счета меня просто убивают». Каждая работа, независимо от ее уровня, имеет свои определенные требования (владение ключевыми навыками, техническими знаниями и т. д.). Если вы можете убедить работодателя, что вы им соответствуете, то на 80% эта должность уже ваша.
Когда кандидат берет на себя слишком много.
Лидеры нужны всегда. Но не во время интервью. Я хочу, чтобы вы были уверены в себе. Я хочу, чтобы вы были спокойны. Но я не хочу, чтобы вы переигрывали. Это, в лучшем случае, раздражает, а в худшем, оскорбляет. Сосредоточьтесь на тех областях, которые демонстрируют ваши сильные стороны — и я впечатлен.
Когда у кандидата проблемы.
Допустим, вы опаздывает на интервью. Я не хочу слышать длинные истории о дорожном движении и отсутствии места на парковке. Вместо этого, возьмите себя в руки и попытайтесь решить проблему. Скажите: «Мне жаль, что так вышло. Я попал в пробку. Я понимаю, что нарушаю ваш график, поэтому, если мы не можем побеседовать сейчас, я буду рад перенести нашу встречу на любое удобное для вас время». Берите ответственность на себя, не оправдывайтесь, и предлагайте способы разрешения ситуации. Ничто не идет гладко, поэтому, если работодатель будет знать, что вы можете и желаете решать проблемы, то он будет на вашей стороне.
Когда кандидат не готов.
Меня задевает до глубины души, когда человек в магазине стоит и ждет, пока его покупки отсканирует кассир и сложит в пакет, а только затем начинает искать свой кошелек. То же касается и интервью. Не начинайте копаться в своем портфеле. Не тратьте время на то, чтобы достать все свои материалы.
Когда кандидат задает вопросы «от фонаря».
Если у вас спрашивают, есть ли у вас вопросы, то не пытайтесь придумать парочку, чтобы произвести на меня впечатление. Если у вас нет вопросов, так и скажите. И не спрашивайте о том, о чем вы с легкостью можете узнать и самостоятельно. И не задавайте вопросов, с целью представить себя в лучшем свете. Короче говоря, не спрашивайте то, что вы думаете, я хочу услышать. Это производит плохое впечатление.
Когда кандидат просит работу.
Продавцы просят скидки. Претенденты должны просить работу. Я ценю, когда кандидат говорит: «Спасибо за интервью. Мне было приятно побеседовать с вами, и я бы очень хотел здесь работать». Почему я должен вам предлагать то, о чем вы не просите?
Источник. Автор: Джефф Хейден. Перевод: Татьяна Горбань.