Управляя людьми, рано или поздно, редко или часто, их приходится нанимать. Помните: Ваш успех зависит от людей, которых Вы принимаете на работу. Неудачные собеседования могут привести к роковым последствиям.
Рекрутинговая компания Кеттари при участии Центра бизнес-решений «Колесо» провела мастер-класс на тему «Как эффективно проводить собеседования». Директор Кеттари Вера Лайзан поделилась алгоритмом, который поможет Вам проводить эффективные собеседования, снизить количество ошибок при найме сотрудника.
Шаг № 1. Подготовка — мать успеха.
Запишите ключевые навыки, опыт и знания, необходимые работнику. Отсортируйте их по степени важности.
Помните: лучший индикатор поведения человека в будущем — его поведение в аналогичных ситуациях в прошлом. Подумайте, какие поступки, действия, модели поведения могут отличить потенциально успешного сотрудника. Подготовьте список вопросов — и ответьте на них самостоятельно! Если Вы дали невразумительный ответ или ответ на вопрос не даёт информации для принятия решения, вычеркните этот вопрос. Оставьте 10–12 максимально информативных.
По следующей ссылке вы найдёте пример — «Профиль вакансии «Администратор гостиницы», который Вы можете использовать во время собеседований. В нём указаны требуемые компетенции для этой должности; вопросы, а также позитивные и негативные индикаторы. Фиксируйте их в процессе собеседования и после встречи.
Шаг № 2. Структурируйте интервью.
Для начала представьте себя и компанию. Задайте пару банальных вопросов. Это успокоит соискателя и поможет установить контакт.
Основа для первых вопросов — резюме кандидата. Уточните причины увольнения с предыдущих мест работы.
Ключевое значение в собеседовании имеет умение слышать и слушать собеседника. Здесь важен принцип 80/20: 80% времени говорит кандидат. Не забывайте задавать претендентам на одну и ту же вакансию одинаковые вопросы. Это повысит объективность выбора.
Шаг № 3. Разнообразьте вопросы.
Задавайте больше открытых вопросов (тех, которые не требуют ответа «да» или «нет»). Чередуйте профессиональные вопросы с личными. Чаще задавайте вопросы «Почему?», «Как?». Докопайтесь до истины! Пусть кандидат приведёт примеры рабочих ситуаций из своего опыта. Обязательно спросите его, почему он хочет получить должность именно в Вашей компании.
Шаг № 4. Будьте максимально корректны.
Не стоит спрашивать об этнической принадлежности кандидата, его политических и религиозных предпочтениях. Сегодня эти вопросы воспринимаются как дискриминация.
Шаг № 5. Контролируйте ситуацию.
Обеспечьте комфортную обстановку во время собеседования. Не повышайте голос, не отвлекайтесь на телефонные звонки и на встречи с другими посетителями.
Наблюдайте за языком тела (жесты, поза, движения глаз, перемещения). Доверяйте своей интуиции.
Дайте Вашему решению отлежаться пару дней.
Шаг № 6. Помните: собеседование — дорога с двусторонним движением.
Многие забывают, что претендент тоже оценивает Вашу компанию. Позвольте ему задать вопросы и подробно ответьте на них. Можно даже познакомить его с будущими коллегами или показать потенциальное рабочее место.
Шаг № 7. Продумайте дополнительные методы оценки.
Больше узнать о кандидате помогут тесты. Наведите справки с его предыдущего места работы, уточните впечатления его бывших коллег. Можно даже пригласить его на пробный день в Вашу компанию.
Шаг № 8. Постарайтесь оставить хорошее впечатление о себе и компании.
Даже если претендент Вас разочаровывает, не показывайте ему это. Отвергнутый и раздражённый соискатель может оказаться будущим клиентом или знакомым Вашего будущего идеального работника.
После завершения собеседования ответьте на несколько фундаментальных вопросов:
- Сможет ли данный человек выполнять предложенную ему работу? Достаточно ли у него знаний и навыков в этой области?
- Хочет ли он выполнять эту работу? Достаточно ли у него стимулов, мотивов и энтузиазма?
- Подходит ли Вам этот соискатель? Сможет ли он стать частью Вашего бизнеса и коллектива?
Итак, Вы выбрали идеального кандидата. Контролируйте процесс его вхождения в должность. Уже через несколько недель Вы убедитесь в правильности Вашего выбора!